Озеро Рара. Подготовка и начало пути.

«Озеро Рара (Rara lake) – самое большое в Непале, и находится на высоте трех тысяч метров. Оно имеет овальную форму с размерами 5,1 на 2,7 километра, максимальной глубиной 160 метров и температурой воды, по замерам в мае, около 13 градусов», — эти данные можно найти на информационном стенде, стоящем на берегу озера Рара. Чего в них нет, так это атмосферы чудесного озера, затерянного среди гор. В них нет ни слова о красоте и уникальности природы этих мест. Все это можно увидеть и почувствовать, только побывав в тех крах.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАРШРУТЕ
Собирая информацию об этом треке мы использовали Lonely Planet, карту Jumla — Rara (купленную в Покхаре) и скудные данные с англоязычных ресурсов интернета.
Источники утверждали, что лучшее время для посещения парка с марта по октябрь, и мы собирались отправиться в первых числах апреля. Приблизительно трек рассчитан на девять дней и предлагает преодолеть три перевала с отметкой от 3000 до 3500 метров.

график высот, Рара
График высотных отметок маршрута

Еще одним обязательным условием прохождения маршрута является наличие палатки и горелки, в связи с тем, что на некоторых участках трека, могут возникнуть проблемы с ночлегом. Специальных пермитов (разрешений) для посещения парка не требуется, нужно лишь купить входной билет по ходу маршрута в деревне Bulbule, стоимостью 1000 рупий.
Пытаясь узнать на форумах про этот трек побольше, мы столкнулись с тем, что большинство людей считают этот поход необоснованно дорогим и тяжелым. Главной причиной таких выводов является необходимость авиаперелета, гида и портеров (людей, нанятых чтобы носить вещи). Авиаперелет оправдан в том случае, если у вас недостаточно времени на спокойное путешествие. Гид вполне может быть заменён картой трека, купленной в Катманду и Покхаре (Pokhara), а также информацией из Lonely Planet и в дополнение англо-непальский разговорником (который нам кстати очень пригодился).

Маршрут начинается в городе Джумла (Jumla). Добраться туда проще всего, конечно, самолётом, однако расписание перелётов нестабильно да и небюджетно. Для тех кто ищет более дешёвый вариант, а также готов к приключениям есть автобусы. Однако за пределами «туристического» Непала путешественника поджидает неизвестность. Нам удалось выяснить, что существует автобус из Покхары в Суркет (Surket). А дальше до Джумлы ещё около 300 километров горной дороги. Раньше по ней ходили автобусы, но какова ситуация сейчас было неизвестно. В крайнем случае, мы готовились идти пешком.

автобус, непал, Jumla

После посещения озера Рара, мы собирались вернуться в Покхару другим путем. На карте был указан маршрут из Джумлы в Дунаи (Dunai). Не доходя этого населённого пункта мы планировали свернуть по реке Thuli Bheri в южном направлении. Карты на этот участок у нас не было, но по гуглу мы определили, что река выходит на южное шоссе и вполне себе обитаема.

ПОДГОТОВКА И СНАРЯЖЕНИЕ
Поскольку Непал весьма популярен среди треккеров, альпинистов и горных туристов, Катманду и Покхара просто завалены туристическим снаряжением. На лотках по дешёвке можно купить ветрозащитные куртки, штаны, пуховики, флиски, тёплые носки, шапки, варежки и горные ботинки, а также спальники, палатки, рюкзаки, котелки, коврики и фонарики. Нужно лишь понимать, что всё это китайско-непальские подделки. Впрочем, в Катманду есть несколько фирменных магазинов известных производителей цены в которых слабо отличаются от российскими. К счастью, большая часть снаряжения у нас уже была, а именно: палатка, спальник (комфорт +9; лимит +5), пенки, бензиновая горелка и литр бензина, посуда, бутылки для воды и теплые вещи (штормовки, поларки, теплые носки), которые в полном объеме нам пригодились. В целях экономии веса и ради эксперимента, на ногах у нас были сандалии. Дело в то что, в походе вокруг Аннапурны треккинговую обувь (полуботинки) мы использовали только на сложных участках, большая же часть пути была пройдена в сандалиях.

В продовольственных магазинах Катманду и Покхары можно найти всё необходимое для походного питания: крупы, консервы, сою, сладкие батончики, сухое молоко, конфеты и продукты быстрого приготовления. На рынке Покхары мы также нашли сушёные грибы. Кстати, в Джумле можно купить рис, лапшу, сою, печенье и конфеты.

ПУТЬ В ДЖУМЛУ
Итак, 1 апреля 2012 года мы купили билеты на автобус Покхара – Суркет с оправлением в 13:20 (1890 рупий за двоих). На следующее утро мы пришли на станцию, и оказалось, что автобусов в этом направлении сегодня не будет. Кондуктор, который сообщил об этом, направился вместе с нами в кассу выяснять подробности. В итоге мы поехали на его автобусе, а все наши сомнения были развеяны фразой: «Не волнуйтесь, всё будет в порядке. Это моя страна, я ее хорошо знаю, и помогу вам». В три часа ночи, после утомительной езды с кучей остановок, мы прибыли в какой-то узловой населенный пункт. Оказалось что автобус, на котором мы ехали, шел к западной границе Непала, проезжая поворот на Суркет. Нас пересадили в какой-то другой автобус, сказав, что платить никому ничего не надо. Хочется отметить, что денег за проезд никто и не попросил.

В Суркет мы прибыли в семь утра, и немного ошалевшие от езды, стояли в кассу за билетами. Следующий автобус (2340 рупий за двоих) тоже не доходил до Джумлы, а конечной его станцией был загадочный Манмагат. Это название ни о чём нам не говорило, но нас заверили, что оттуда мы легко попадём в Джумлу. До отправления оставалось ещё 9 часов, и мы могли передохнуть от автобусной тряски.
Непал, отдых
Изучая карту…

Когда пришло время отправляться в путь, обнаружилось что в автобусе уже полно народу и залезть в него не так-то просто. Желающих добраться до Манмагата было так много, что «лишние» рассаживались на крыше. На что один местный житель нам как-то поведал: «В Непале дикая нехватка транспорта и нам приходиться использовать любую возможность уехать. Такой способ передвижения иногда приводит к несчастным случаям». Кое-как забравшись внутрь и захватив с собой рюкзаки, мы наблюдали, как на них сверху нагружали книги и листовки. Когда проход между кресел был окончательно завален мешками, вещами и козами автобус наконец-то тронулся в путь. Через несколько часов асфальтовая дорога кончилась и ехать стало совсем «комфортно». А представляете каково было тем кто на крыше?
Непал, дорога
Зато какой вид!

Из Суркета в Манмагат (около 300 км) мы добирались 29 часов. Пожалуй, это было нашим самым длинным и запоминающимся путешествием на автобусе. На протяжении всего пути мы ломались, чинились, пересекали брод, останавливались на завтрак, обед и ужин, а также пару раз вылезали из автобуса, чтобы тот мог преодолеть крутой подъём налегке. Ели мы в придорожных забегаловках или столовых, где предлагалось только одно блюдо — дал бат. По сути, это большая порция риса с бобовой подливкой и овощами; кое-где могут предложить крохотную миску с рыбным или мясным карри. Рис и подливку чаще всего добавляют, пока не скажешь ”спасибо, хватит”. Отмечу, что местные жители изо дня в день едят только дал бат, причём вне зависимости от их социального положения.
дороги Непала
На очередной остановке

К концу поездки многие пассажиры стали нам как родные. Непальцы, вообще воспринимаются как одна большая семья. В России обращаясь к человеку чаще говорят «молодой человек», «мужчина» «девушка»; в Европе — «господин», «мистер» или «мадам»; в Непале же — всегда «брат» или «сестра». Даже если молодая девушка обращается к пожилой женщине она обязательно скажет «сестра», но добавит «старшая». Непальцы везде помогают друг другу, а в автобусах и подавно: детей всегда посадят к себе, у стоящих в проходе людей возьмут сумки, даже если их придётся поставить к себе на колени — в тесноте, да не в обиде. Ещё интересно, что каждый автобус обслуживает на маршруте 3 человека: водитель, кондуктор, собирающий деньги и мальчишка запихивающий и вытаскивающий багаж с крыши и из салона. А во время остановок на перекус у них появляются дополнительные функции. Они следят, чтобы все пассажиры нашли себе место за столом, а также за тем чтобы пустеющие тарелки во время пополнялись рисом, и только после того как все будут накормлены сотрудники автобуса едят сами. О нас они заботились особо — нам всегда приносили дал бат, чай и ложки (сами непальцы едят руками).
Непал, поля и горы

Приехали мы около девяти вечера и автобусов до Джумлы, естественно, уже не было. Манмагат оказался крохотным придорожным посёлком — всего несколько десятков деревянных домов без электричества стоявших вдоль дороги. Естественно, никаких вывесок и никто не говорит на английском. Пассажиры, разобрав багаж быстро рассеялись по домам, а мы и понятия не имели что делать дальше. Но наши «родные» сотрудники автобуса и здесь о нас позаботились. Понимая положение двух иностранцев в непальской глубинке, они договорились о ночлеге и ужине. Нас отвели на второй этаж подсвечивая путь фонариком и определили в отдельную комнату. Внутри мы нашли 2 матраса и… и всё, не было даже окна. Ужинали мы дал батом и свежайшими лепёшками с чаем.

В итоге, весь путь из Покхары до Манмагата занял у нас 56 часов. К концу переезда мы отсидели себе всё что только можно и у нас отекли ноги, а вот непальцам, казалось, всё было нипочём.
деревня в Непале
Единственная улица Манмагата

Утром мы чувствовали себя намного лучше, а главное ноги вернулись к своему нормальному размеру. Хозяин заведения напоив нас чаем показал на автобус, который отправлялся в Джумлу. Внутри уже сидели непальцы, которые ехали с нами из Суркета. Они махали нам руками, и отсутствующее лобовое стекло почему-то никого не смущало. В этот момент мы осознали, что ещё один день в автобусе мы не переживём и решили идти пешком (всего-то порядка 50 километров)). У развилки нас догнал на мотоцикле водитель вчерашнего автобуса, помахал рукой на прощание и уехал.
Манмагат, Непал

Около девяти часов уже было жарко и безветренно. Мы знали, что идти до Джумлы целый день и дорога пойдет вдоль реки. Но мы не ожидали, что глаза будут так радоваться тёплым лучам солнца, прозрачной реке и сочной зелени лесов на том берегу. Наконец-то мы идем пешком, и идем по таким красивым живописным местам, что даже говорить о них не хочется, потому что боязно испортить эту картину.
река, Непал, дорога
Первое впечатление от дороги

река, поля, Непал
Транспорта почти не было, только изредка попадались тракторы и еще реже автобусы. Встречавшиеся по дороге люди смотрели на нас с нескрываемым любопытством — иностранцев здесь совсем не бывает.
Жители Непала
Некоторые деревни оставались в стороне, через другие — дорога проходила насквозь. В одной из таких деревень мы встретили школьников, возвращавшихся домой с учебы. Они окружили нас всей толпой и сопровождали некоторое время. Дети следили за каждым нашим движением и весело смеялись, как-будто мы делали что-то необычное, и мы решили их сфотографировать.
Школьники, Непал, деревня
дети Непала
А дети все подходили и подходили…

И вот уже вся детвора склонилась над маленьким экраном камеры разглядывая свои лица. Через полчаса она свернули на узкую тропу уходящую в дальнюю деревню на горе.
деревня Непала
На подходе к деревне Татопани

Вскоре показалась Татопани (Tatopani), и для нас это означало, что большая часть пути пройдена. Тучи, уже давно маячившие на горизонте, приближались поднимая пыль и подгоняя автобус, идущий в Джумлу. Через полчаса мы уже шли по улице в поисках гостиницы. В “Lonely Planet” указаны две гостиницы “Snowpeak” и “Khailas”.

Первая расположена недалеко от центральной улицы и мы её быстро нашли, но свободных комнат уже не оказалось. Чтобы найти вторую гостиницу, пришлось не раз спросить дорогу.

Задумаешься: «А стоит ли спрашивать?»

В итоге она оказалась на возвышенности и в стороне от центра. Рядом с названием, красуется список предлагаемых услуг, в том числе электричество, горячая вода и разнообразная кухня. На самом деле электричество — только с вечера до утра, горячая вода – только в ведре, а из разнообразной кухни остались только дал бат, чапатти и омлет. Но нет худа без добра – обслуживание высший класс, ребята очень дружелюбные и внимательные, комнаты с удобствами внутри, уютные и чистые. И самое главное — там самый вкусный дал бат в Непале!