Непал. Гималаи. Треккинг

Непал — удивительная и таинственная страна, расположенная в сердце Гималайских гор. Тропические джунгли, цветущие рододендроны, заснеженные вершины, горные перевалы, шумные водопады — лишь малая часть того, что делает эту землю такой привлекательной для туриста.

Трекинг в Непале, как вы уже поняли, один из самых живописных в мире. Туда мы и отправились окунуться в магию этой дивной страны.

Трекинг — занятие интересное и весьма увлекательное, хотя без трудностей здесь не обходится. Иногда так устаёшь, что думаешь: «Всё! Хватит!! Не пойду больше в горы!!! Плечи от рюкзака болят почти постоянно, икры гудят на каждом подъёме». Но потом останавливаешься, ставишь палатку, завариваешь чай, вдыхаешь ни с чем не сравнимый воздух и просто оглядываешься по сторонам.

Вокруг Аннапурны

Мы давно уже не пользуемся услугами агентств, гидов и портеров (носильщиков), путешествия планируем сами. Нам приятно чувствовать себя независимо и автономно. Именно по этой причине мы практически никогда не расстаёмся с палаткой и горелкой. Еду мы также носим с собой по мере необходимости, даже когда идём по популярному маршруту.

Но однажды мы оказались беззащитны — без палатки и пропитания. Итак, мы получили урок на всю «горную» жизнь.

Случай произошел на популярном маршруте «вокруг Аннапурны». Мы шли в сторону перевала Торонг-Ла, спускаясь с альтернативной тропы на основную дорогу к деревне. Начинало темнеть, а мы не успели пересечь перевал. Соответственно, мы двинулись в сторону возможного ночлега.

Но деревня была пуста — ни живой души. По непонятной нам причине люди ушли из этой деревни и бросили свои дома и огороды. Мы очень рассчитывали на ночлег там и просто не поверили своим глазам, когда увидели это. На всех картах деревня была отмечена, как место для остановки на ночь с несколькими отелями. Однако, все оказалось не так.

В тот раз у нас не было с собой ни палатки, ни еды. Но всё разрешилось благополучно. Так как до темна мы успели добраться к следующей деревне, правда уже совсем без сил. Но оно того стоило, ведь это была деревня Upper Pesang.

Маршрут Лантанг

Маршрут Лантанг называется честь реки, по долине которой проходит. Он относится к разряду несложных, относительно коротких, но интересных и красивых походов.

Несложный он, потому что вам нет необходимости нести на себе палатку и еду. На протяжении всего маршрута есть ночлежки и едальни. И не нужно преодолевать большие высоты. Самая высокая точка на маршруте 3830 метров. И это при условии, что вы не пойдёте в радиальные маршруты из последней деревни Kyanjin Gumpa.

Относительно короткий, потому что, если идти строго по рекомендациям в путеводителях, весь поход из «цивилизации» и обратно займёт восемь дней. И это уже с дорогой на автобусе из Катманду и обратно).

Но если у вас есть больше этих расчётных восьми дней, то вам сильно повезло. Поэтому неплохо бы «на радостях» захватить с собой палатку.

Мы решили исходить несколько маршрутов в этом районе. Для этого мы оформили разрешения на нахождение в национальном парке с середины апреля по июнь.

Самое лучшее время для прохождения треков в Непале приходится на осень. В это время низкая вероятность дождей, облачности и дымки.

Но есть как минимум два важных фактора которые могут склонить вас к походу именно весной. В первой половине апреля цветут рододендроны, а маршрут как раз проходит через рододендровые леса. И весной меньше туристов. Это касается даже популярных маршрутов. Вы сможете услышать и почувствовать природу этих мест.

Начало пути. Шерпагаон и Гумба

Мы стартовали из деревни Сябрубеси (1503 метра). Там есть два пути для начала маршрута: нижний (классический) и верхний (альтернативный). Нам показалось, что из деревни наверху (Sherpagaon — 2563 метра) вид будет намного лучше, чем внизу. Поэтому мы пошли альтернативным путём. Обычно по этой тропе почти никто не ходит. А значит, шансов встретить трекеров у нас практически не было. Да и название верхней деревни очень понравилось — Шерпагаон — как звучит!

Деревня оказалась спокойным и тихим местом с отличным видом. Тут мы познакомились с приятной молодой парой тибетцев с двумя детьми. Они арендуют в деревне гестхаус. Несмотря на явные трудности с финансами и продовольствием, хозяева сами предложили нам приличную скидку на еду. Надо сказать, что на маршрутах в Непале это большая редкость — цены вырастают в несколько раз.

Дальше по пути нас неизменно встречали владельцы гостиниц, которые звучно зазывали к себе. А также давали «ценные» рекомендации, где остановиться в следующих деревнях.

Оказалось, что у них работает целая система под названием семейный бизнес. Почти у каждого тибетца есть сестра или брат в соседней деревне. А у некоторых есть родственники почти в каждом населённом пункте. И в этом мы убедились лично.

В одной деревне нас встретила хозяйка гестхауса, расположенного много выше по дороге. Она специально спустилась вниз, когда ей позвонила сестра, за потенциальными клиентами. А идти до ее гестхауса было не менее двух часов (преимущественно в гору). Но об этом мы узнали позже.

В деревню Гумба (3400 метров) мы пришли полуживые и уже ничего не соображающие. Однако, к нашей радости место оказалось очень приятным и спокойным.

По дороге хозяйка рассказала нам, что все туристы, идущие в поход с гидами, «обречены» останавливаться только в определённых деревнях, гестхаусах и отелях. Выбор места для еды и отдыха почти всегда остаётся за гидами. А, как стало ясно, их выбор зависит от договорённостей с хозяевами отелей.

В связи с этим у остальных практически нет шансов «заполучить» клиентов. Так как большинство туристов здесь пользуется услугами гидов. И поэтому многие вынуждены каждый день спускаться на несколько километров ниже по реке и искать «своих» посетителей.

Кянджин Гумпа

На следующий ходовой день нам осталось дойти до последнего населённого пункта на этом маршруте. Называется он Кянджин Гумпа (Kyanjin Gumpa).

С утра погода не задалась. И скоро подул сильный холодный ветер, а ещё через некоторое время нас догнал снего-дождь. Идти было недалеко, но погода внесла свои коррективы. В результате путь нам показался значительно длиннее, чем был на самом деле.

Поднявшись на очередной холм, мы увидели деревню Кянджин Гумпа (3400 метров). В этом месте широкая долина реки Лангтанг осталась ниже деревни, а выше виднелись только горы.

Мы без труда нашли отличное место для ночлега и, перекусив, пошли на разведку вокруг деревни. Нас привлекли маленькие каменные домики и оборудованные пещеры. Домики скорее всего предназначались для пастухов, выгоняющих сюда скот на летние пастбища. А про пещеры мы думаем до сих пор. Возможно, это кельи для монахов-паломников посещающих монастырь, который находился на окраине деревни.

Кемпинг Лангшиса Кхарка

На следующий день небо было кристально чистым. И мы пошли в один из дополнительных маршрутов, о которых я упоминал вначале статьи. Устав от человеческого общества, решили переночевать в палатке на стоянке в конце маршрута. Кемпинг называется Лангшиса Кхарка (Langshisa Kharka), и находится он на высоте 4285 метров.

Дорога туда у нас заняла около пяти часов. Могу с уверенность. сказать, что это были самые красивые виды за весь поход.

Мы продолжали движение вверх по реке. В то же время тропинка становилась всё менее заметна. А места выглядели всё более и более дикими. За всё время мы встретили только пастуха, который искал своих яков, разбежавшихся по горам.

Опасные высоты

Когда мы добрались до намеченного пункта, то увидели, что кемпинг— это каменный каркас в виде домиков без крыши. Он стоит практически на берегу реки Лантанг.

Дров в округе не оказалось, поэтому нам потребовалось несколько часов, чтобы их заготовить. С водой всё тоже обстояло непросто. Дело в том, что весь поход мы брали воду из горных прозрачных речек, которых по маршруту очень много, но здесь их не оказалось.

Была только река Лантанг, а она текла из ледника. И так как ледник был совсем рядом, то она не успевала очиститься от молочного цвета. Выбора у нас не было, и мы набирали полные котелки воды, чтобы она немного отстоялась. Это не помогало, но на вкусе и качестве пищи цвет никак не отражался. Тем временем за всеми этими делами мы и не заметили, как погода испортилась. А уже через некоторое время пошел самый настоящий снегопад. Нам пришлось ретироваться, запрыгнув в палатку.

К утру снег на палатке превратился в лёд и нам пришлось повозиться, чтобы выбраться наружу.

На следующее утро мы решили пойти ещё дальше. Базовый лагерь Моримото (Morimoto Base Camp), который находится на высоте 4780 метров.

Тропинка шла прямо по сухому руслу реки, и это здорово осложняло путь. Всё время приходилось скакать с камня на камень и ноги стали заметно уставать.

Через полтора часа такой дороги мы прошли в лучшем случае половину пути. Тем временем силы наши заметно истощились, и было решено повернуть назад. 4500 метров выше уровня моря заметно сказались на нашем здоровье.

Следующим днем силы были восстановлены. И мы двинулись к исходной точке.

На обратной дороге мы решили посетить ещё один маршрут Таманг (Tamang Heritage Trek). Не заходя в деревню Сябрубеси. А сразу за ним нас ждал поход к священным озёрам Госаинкунда (Gosainkund Trek). Но это уже совсем другая история…

Полезная информация

Чтобы попасть в национальный парк Лантанг, вам необходимо оформить «TIMS» и разрешение на вход «Permit». На май месяц 2014 года это стоило 5000 рупий (около 1700 рублей) на человека. TIMS нужно оформлять в Катманду. А вот разрешение на вход вы можете получить при въезде в парк.

Начинаться трек может из двух мест:

1. Дунче (Dhunche), высота 1980 метров (около восьми часов на автобусе от Катманду);

2. Деревня Сябрубеси (Syabrubesi), высота 1503 метров (около девяти часов от Катманду на том же автобусе).

Автобусы отходят от северной автобусной станции (Macha Pokhari) в 6:00, 6:30 и в 7:00 утра. Весной 2014 года цена за билет из Катманду до Сябрубеси составляла 340 непальских рупий. Это около 115 рублей. Автобусная станция находится на севере кольцевой дороги города Катманду. На самом деле, билеты лучше покупать хотя бы за день до отъезда. Так у вас появляется шанс получить сидячее место. В любом другом случае вы рискуете получить массу «приятных» ощущений от проезда в местном автобусе по Непальским дорогам.

На протяжении всего трека цены растут пропорционально набору высоты. Однако, если вам это не сильно нравится, то можете торговаться в гестхаусах. Другими словами сбрасывать цены на еду, а жильё получать вообще бесплатно. Находясь в походе, мы стараемся есть ту пищу, которую едят местные жители. Например, если мы находимся среди тибетцев, то мы берём тибетскую кашу «чампа», тибетский хлеб и тибетский солёный чай. А среди непальцев «дал бат» и молочный чай.